Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Нравится Вам наш сайт ?
Всего 192 человека

Социальная психолого-педагогическая служба

Дата: 2 декабря 2013 в 21:02, Обновлено 8 марта в 23:56
Автор: Литвак Л. И.

   

                                        

Если тебе трудно, не молчи, поделись своей бедой!

Нет проблем больших или маленьких!

Знай к тебе всегда придут на помощь!

И ты поймешь, что в мире много хороших и чутких людей!

                               Приходи!!!

                         Тебе всегда помогут:

педагог социальный 

Ольга Леонидовна Шляжко

или позвони по телефону доверия 170

График работы педагога социального 2019-2020


Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 1 октября 2019 года

По состоянию на 1 октября 2019 г. в Республике Беларусь зарегистрировано:
28 570 случаев ВИЧ-инфекции;
21 566 человек, живущих с ВИЧ.
Показатель распространенности составляет 227,89 на 100 тысяч населения.

 За январь-сентябрь 2019 года зарегистрирован 1591 новый случай ВИЧ-инфекции (16,81 на 100 тысяч населения), показатель заболеваемости достоверно снизился на 9,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
 

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
 

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
 

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
 

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
 

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
 

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Профилактика преступности в сфере информационной безопасности, общественного порядка и нравственности среди несовершеннолетних

В Республике Беларусь почти четверть всего населения составляют дети и молодежь.

Это и определяет особую значимость проводимой государством молодежной политики и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, предупреждением правонарушений в молодежной среде.

В окружающем молодежь мире происходят большие перемены – усиливаются процессы урбанизации, что влечет за собой отрыв от семьи и родных. Развитие средств связи и коммуникаций, включая глобальную компьютерную сеть Интернет, возможность общения со сверстниками из других стран способствуют быстрому распространению как позитивных, так и негативных явлений.

Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новыми явлениями, возникшими в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, полностью искоренить такое социальное явление, как преступность, невозможно. Однако основная задача государства – свести к минимуму причины и условия, способствовавшие совершению человеком противоправного проступка.

Профилактическая деятельность должна быть направлена прежде всего на организацию досуговой и иной занятости несовершеннолетних, индивидуальную профилактическую работу с подростками, состоящими на всех видах профилактического учета и контроля, на информирование несовершеннолетних, их родителей, опекунов о требованиях законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.

Основная задача учреждений образования всех уровней и иных субъектов профилактики – формирование законопослушного поведения подростков и понимание ими ответственности за противоправные действия.

В то же время достижение устойчивого законопослушного поведения невозможно без активного взаимодействия в этой работе родителей,

специалистов в различных областях знаний – социальной педагогике, психологии, юриспруденции, медицине, иных социальных институтов современного общества.

Преступления против информационной безопасности с каждым днем приобретают все большую активность. Значительная часть подростков совершают данные преступления на почве игровой зависимости, в действительности не осознавая противоправность своих действий. Компьютерные игры обладают невероятной привлекательностью для подростков, дают почувствовать себя освободителями, мстителями, хозяином положения. Подросток быстро привыкает к этому, и уже сам начинает искать это превосходство и в реальном мире.

Систематический контакт с компьютером вызывает различный эффект у разных по психологическому типу людей. У личности с тонкой психикой, а также у несовершеннолетних, наиболее вероятно перерастание виртуально организованного пространства в реальность.

Зачастую именно подростки и взламывают электронную почту других людей, узнают оттуда пароли к анкетам в социальных сетях, пароли электронных кошельков, используют данные сведения в своих целях, да и просто читают личную переписку посторонних им людей.

Интернет-пользователям необходимо быть более внимательными, не пренебрегать безопасностью своих учётных данных, чтобы не попадать в неприятные ситуации.

Преступления, совершаемые на почве игровой компьютерной зависимости, представляют особый интерес по субъективному фактору. Порой желание воплощения виртуального мира в реальный переходит границы дозволенного, что влечет за собой причинения не только материального ущерба третьим лицам, но порою вреда жизни и здоровью.

Статистика свидетельствует, что ежегодно увеличивается рост преступлений, связанных с использованием компьютерной техники.

При этом не следует забывать, что хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации влечет уголовную ответственность по ч.1 ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Необходимо также принять во внимание, что ответственность за хищение путем использования компьютерной техники наступает в соответствие с ч.1 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь с 14 лет.

Большинство уголовных дел возбуждено в связи с размещением порнографических материалов на своих страницах в социальных сетях. Основная категория лиц, совершивших такие преступления, – несовершеннолетние и молодежь до 29 лет, ранее с законом проблем не имевшие.

В ряде случаев по аналогичным фактам было отказано в возбуждении уголовного дела в связи за отсутствием в деянии состава преступления – недостижением лицами возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение данных преступлений.

Многие подростки объясняют свой поступок желанием сделать личную страничку более популярной. Они даже не сразу осознают, что их действия являются уголовно наказуемыми.

Размещение там картинок или видеофайлов, содержащих сцены порнографического характера, влечет ответственность по части 2 статьи 343 Уголовного кодекса, предусматривающей единственный вид наказания – лишение свободы на срок от 2 до 4 лет. Еще более строгая ответственность предусмотрена за распространение в интернете порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего – до 8 лет лишения свободы.

Предупреждение таких преступлений – задача не только правоохранительных органов. Эффективным способом профилактики данных видов преступлений будет распространение обозреваемой для широкого круга общественности правовой информации на данную тематику, а также гибкое и оперативное реагирование со стороны родителей и учреждений образования на проблемы, возникающие в подростковой и молодежной сфере.

Психосоциальное анкетирование  в 2019/2020 учебном году

Уважаемые учащиеся и их родители!


Обращаем Ваше внимание на то, что в 2014 году Министерство здравоохранения и Министерство образования утвердили порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра среди школьников, учащихся и студентов на предрасположенность к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. Тестирование будет осуществляться ежегодно по всей стране.

Обучающиеся в учреждениях общего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования должны будут пройти ряд тестов. Тестирование позволит выявить группы риска, а также лиц, которые уже употребляют различные психоактивные вещества.

Для учащихся 11-13 лет обязательно письменное согласие законного представителя, в возрасте от 14 лет и старше анкетирование проводится с согласия самих обучающихся.

Данные анкетирования строго конфиденциальны и могут быть предоставлены законному представителю учащегося по его желанию через консультацию.

В случае получении положительного результата психосоциального анкетирования происходит информирование законного представителя ученика и направление учащегося с родителями в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 18.11.2014 № 10-07/П-807, Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, утвержденный Министерством образования  и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014г.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы  — самые близкие и значимые для ребенка люди, Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это — здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте, — во дворе или на дискотеке. Сегодня 60 % школьников подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

ПОМНИТЕ! Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.

НУЖНО ЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ? Да — если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка. Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

  • утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
  • сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
  • нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
  • резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
  • непривычная раздражительность и агрессия;
  • замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
  • сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
  • телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
  • стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
  • нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
  • необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
  • долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
  • незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
  • неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
  • необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

Что делать, если вы заподозрили неладное? Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат. Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!

Ребенок — это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой — не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».

2. Будьте вместе со своим ребенком!

Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.

3. Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!

К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.

4. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию.

Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!

При положительном результате  Вы испытываете:

  • чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»);
  • гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);
  • стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете… у Вас ведь нет ребенка с зависимостью…»);
  • страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

ПОМНИТЕ!

Полученный результат — отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.

1. Лучшая защита — это нападение.

Лучшее средство уберечь вашего ребенка от алкоголя, наркотиков или курения — совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., могут оказать существенную помощь.

2. Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.

3. Диагностика с применением тестов — это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика или алкоголя обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

ПОМНИТЕ!

Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

  1. Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
  2. Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
  3. Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
  4. После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
  5. Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.

ПОМНИТЕ! Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист. Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь. Вы все это знаете… Теперь главное — понять. Прочитайте еще раз.

Внимание!!!  

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  

 

Что нужно знать о суициде?

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Сейчас ты получишь информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял  попытку  уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями.

Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил  суицидальную   попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?”

Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?

Большей частью молодые люди совершают  суицидальную   попытку  у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии.

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше  поведение  оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше  поведение  зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение  каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь так же, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

Потребность любви. Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

Подумай сам. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя преследуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека.

Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.

Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

  • твои родители тебя хвалят;
  • ты завалил экзамен;
  • твои друзья “за тебя горой”;
  • учитель физкультуры кричит на тебя;
  • ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;
  • кто-то назвал тебя “психом”;
  • тебя избрали в совет класса;
  • ты подвел приятеля.

Большинство суицидов могут быть предотвращены, так как состояния, при которых субъект может совершить суицид, обычно временно.

Вот почему для предотвращения попытки самоубийства так важно вовремя оказаться рядом с попавшим в беду человеком и постараться ему помочь. Для того чтобы ваша помощь оказалась эффективной, необходимо знать …

Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является «убийцей № 2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Статистический центр Всемирной организации здравоохранения подсчитал, что ежегодно жертвами суицида становятся более 5000 молодых людей, и многие эксперты полагают, что цифра эта занижена. Наряду с суицидами, которые по ошибке именуются «случайной смертью», совершается немало суицидов, о которых информация в соответствующие органы не сообщается. Многим родителям тяжело признаваться в том, что их сыновья и дочери покончили с собой.

Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу «суицид» попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Вы, должно быть, слышали разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова «суицид», потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если ваш знакомый, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что он давно уже о нем думает, и ничего нового вы ему о нем не скажете. Больше того, ваша готовность поддержать эту «опасную» тему даст ему возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.

Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

От мамы вы можете унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов вашей семьи уже совершил суицид, вы оказываетесь в зоне повышенного суицидального риска. Представьте, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый «фактор внушения»: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.

Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

Поскольку суицидальное поведение принято считать «ненормальным» и «нездоровым», многие ошибочно полагают, что суициденты «не в себе». Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто суициденты опасны не только для самих себя, но и для других.

Да, суициденты могут вести себя как «психи», однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя.

Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем, их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения жизнь их превращается в пытку – однако ваши друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.

Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.

Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них «отмахиваться». «Он шутит», – говорим или думаем мы. – «Она делает вид», или: «Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!» Не рискуйте жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.

Важная информация № 8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

Если ваш знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если вы настоящий друг, то в этой ситуации вам не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обратите внимание на то, что говорит ваш друг, не рассуждайте о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.

Исходя из того, что если ваш друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто «делает вид», хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

Важная информация № 9. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.

Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. Наверно, вы согласитесь, что дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для вас, для них ерунда, и наоборот. У вас, например, плохое настроение оттого, что вы поссорились со своим лучшим другом, а родители скажут: «Ну и что? У тебя и без него друзей хватает».

На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для тебя, для одного твоего друга «паршиво», а для другого – «нормально».

Важная информация № 10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.

Вы ведь слышали выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения»? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Важная информация № 11. Самоубийство может совершить каждый.

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидо-опасного подростка» установить невозможно.

Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.

На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, шикарные «тряпки». Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что ваши друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-вашему, чувствуют.

Важная информация № 12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.

Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки.

После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят.

Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, «берет своё», появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади.

Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы «вернуть» к себе внимание окружающих.

Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией.

В этом случае их друзьям следует быть настороже. Вам может показаться, что ваш друг после первой попытки одумался и «пошел на поправку», – он же в это самое время задумал второй суицид и активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится».

Информация № 13 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

А теперь представьте, что кто-то из ваших друзей поделился с вами своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он вам не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил ваш друг с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы.

Мифы о суициде

Следует развеять существующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни. Приведем некоторые из них.

МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают такую попытку или совершают его».

ФАКТ: Большинство молодых людей до совершения суицидальных попыток или самоубийства приводят важные словесные доказательства своих намерений.

МИФ: «Тенденция к суициду наследуется».

ФАКТ: Не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения.

МИФ: «Ничего бы не могло остановить ее, если она уже приняла решение покончить с собой».

ФАКТ: Большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.

МИФ: «Суицидальные подростки являются психически больными».

ФАКТ: Большинству молодых людей, предпринимающих попытки к самоубийству, не мог бы быть поставлен диагноз психического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезнь повышает риск самоубийства.

МИФ: «Подросток, переживший суицид, в дальнейшем никогда не может чувствовать себя в безопасности, даже когда становится взрослым».

ФАКТ: Много молодых людей переживают состояние депрессии, получают врачебную помощь, выздоравливают и затем ведут нормальную здоровую жизнь. Знание предупреждающих сигналов суицида и владение способами помощи тревожным и потенциально суицидальным юношам может помочь им остаться в живых.

 Накануне экзаменов и ЦТ: как настроить ребенка и самим преодолеть тревогу – советы психолога родителям и выпускникам

Совсем скоро тысячи девятиклассников и одиннадцатиклассников будут сдавать школьные экзамены и ЦТ. Кто волнуется больше – родители или выпускники? Как помочь ребенку преодолеть тревожность, обрести силы и уверенность для последнего рывка перед поступлением в вузы и другие учебные заведения? Родителям важно осознавать, что в предэкзаменационную пору нервное напряжение у детей неизбежно, это норма. Поэтому на этом этапе очень важна психологическая поддержка и разумный контроль. Нужно убедить ребенка, что к экзаменам нужно готовиться тщательно и заранее. При этом важную роль играет психологическая обстановка в семье, отсутствие конфликтов, ссор и прочих раздражающих факторов. Недостаток моральной поддержки со стороны родителей вызывает у подростка чувство неуверенности, незащищенности и страха перед неизвестными испытаниями. Чаще общайтесь с детьми, выказывая свою заинтересованность в положительном результате. Проигрывайте предстоящие сложные ситуации, мысленно рисуйте вместе с ребенком картину триумфа. Демонстрация безграничной любви и понимания психологически приободрит вашего выпускника. Пусть ребенок поделится своими страхами и переживаниями, выплеснет накопившиеся эмоции, не ругайте его за такие мелочи, как неубранная комната или невымытая посуда. Окажите помощь в правильном планировании времени, в случае переутомления сходите вместе в кино или на прогулку. Поощряйте физическую активность. Позаботьтесь о полноценном питании, особенно о витаминах группы В, которые необходимы при стрессе. Пища должна быть богата белком: творог, сметана, яйца, мясо. Фрукты и овощи помогают зарядиться энергией, морковь, например, стимулирует работу мозга, ананас – улучшает память, капуста – снижает стресс. Для обеспечения активной работы мозга важно пить много жидкости: минеральную воду, зелёный чай, соки, есть сладкое. Но не забывайте, что непосредственно перед самим экзаменом переедание вредно. Можно съесть пару долек шоколада, который помогает сконцентрировать внимание. Следует помнить, что в день экзамена нельзя принимать никаких успокоительных средств, они тормозят мыслительные процессы. Лучше – хорошенько выспаться (мальчикам 7-8 часов, девочкам 8-9). Напутствие выпускникам Выпускные школьные экзамены – это не самое сложное жизненное испытание, поэтому не стоит придавать ему излишнюю важность, никто не застрахован от ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное – иметь определенный багаж качественных знаний, вынесенных со школьной скамьи. Пусть ответы будут несовершенными, но это ваши личные достижения. Человек, направленный на успех и надеющийся на свои силы, добивается гораздо большего, чем тот, кто надеется на подсказку, шпаргалку и старается избежать неудач. Экзамены и тесты сдают каждый год, и это каждому под силу. Основательно подготовившись, вы обязательно пройдёте эти испытания, а жизнь сама затем расставит приоритеты. Удачи вам на экзаменах и тестировании!

Девчонки и мальчишки, это для Вас!  Желаю спокойствия и удачи! 

 
 
"Азбука профориентации"
Рекомендации психолога учащимся.
7 шагов к взвешенному решению
 1 .Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.
2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
·                 выбираемая профессия и будущий род занятий;
·                 выбираемая профессия и жизненные ценности;
·                 выбираемая профессия и жизненные цели;
·                 выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
·                 выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
·                 желательный уровень профессиональной подготовки;
·                 выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
·                 желательные содержание, характер и условия работы.
3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.
7. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.
Памятка для родителей.
1.   Дайте своему ребёнку право выбора своей будущей профессии.
2.  Обсуждайте вместе с ними  возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материального удовлетворения, но и с позиции морального удовлетворения.
4.  Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6.  Не давите  на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7.   Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8.   Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д. 
Официальные сайты
о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории.
 
·          Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by 
·          Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:www.mintrud.gov.by 
·           Национального института образования www.adu.by 
·          Академии последипломного образования www.academy.edu.by 
·          Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
·          Республиканского центра профессиональной ориентации молодежиwww.repom.edu.by
·          Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: http://www.abiturient.by 

Перейдите по ссылочке! https://ru.wikihow.com/справиться-со-стрессом-в-школе

Стоп - наркотикам!  https://youtu.be/b-09nVEAREk

Как наладить отношения с подростком

Практические рекомендации родителям от психолога

УВАЖАЕМЫЕ, родители!

Как и когда ребенок становится подростком? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости.

Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития, характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера подростки относят физические характеристики.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте11-13 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 60% девочек в возрасте 11-13 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к полноте. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают боле высоким социальным статусом в детском коллективе. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников. Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.

Вашему вниманию предлагаются несколько советов, которые могут вам помочь воспитывать ребенка, закладывая крепкую основу здоровых отношений между родителями и детьми.

1. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

2. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальнаяпозиция – это результат «трудного возраста». Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не сравнивайте подростка с другими детьми, не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

3. Чтобы снять повышенную тревожность, столь характерную для подростков поинтересуйтесь, чем он любит заниматься, чем чаще всего занимается с друзьями. Если вам нравятся его поступки, то каждый раз не забывайте говорить ему об этом. Не ругайте за ошибки дайте ему право на ошибку помогите осознать ее и обязательно хвалите, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.

4. Не отнимайте у своих детей стремление жить своей жизнью. Иначе им будет просто скучно в вашей семье. Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей. Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.

5. Помните: у них, ваших детей, сформировались свои правила поведения – по вашим они не хотят жить. Найдите компромисс. Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нем личность, индивидуальность.

6. Вместо того, чтобы окружить своего подростка всевозможными запретами научите его отстаивать свои интересы в зависимости от ситуации и не давать себя в обиду, покажите разумные пути для реализации энергии в жизни.

7. Если то, в чем вы ограничиваете своих детей не является запрещенным, аморальным, или слишком дорогим удовольствием откажитесь от запретов разрешите им делать то, что они хотят.

8. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы.

9. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

11. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).

Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.

12. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

13. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

14. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.

15. Запомните, нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И родителям и подросткам нужно набраться терпения и продолжать работать, разговаривать, любить друг друга. В этот период все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Все будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх.

Удачи Вам в Вашем тяжелом деле – воспитании своих детей.

       Информационные материалы по вопросам профилактики насилия в отношении несовершеннолетних

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители. Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель. Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д. Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы. Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители: •рассержены на ребёнка; •не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания; •сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми; •хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам); •устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют; •имеют проблемы в отношениях друг с другом; •не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка; •сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье; •пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка; •неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку; •не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей; •не могут разграничить поступок ребёнка и его мотив, требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами; •не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам; •не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает; •не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. К формам психологического насилия относят отвержение, терроризирование, угрозы, изоляция, игнорирование, эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка. Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребёнка; сексуальные игры и половой акт с ребёнком; демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания; вовлечениеребёнкавизготовлениепорнографическойпродукции;вовлечение ребёнка в занятия проституцией. Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию. Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Здоровая семья– это семья, которая ведёт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.                                       

Как наладить отношения с одноклассниками

             К сожалению, не у каждого складываются хорошие отношения с одноклассниками. Хотя больше всего времени Вы проводите с ними. Так как же наладить отношения со своими одноклассниками.

 Прежде всего, задумайтесь над тем, почему к Вам так не дружелюбно относятся в классе? Что могло послужить тому причиной? Ни, получается, найти ответ на этот вопрос.

Я предлагаю Вам, тогда рассмотреть возможные причины, по которым Вы так и не смогли подружиться со своими одноклассниками.

Причина первая: Непонимание

У Вас с одноклассниками разные вкусы и интересы. Вас, буквально, ничего не объединяет. Ваши интересы, увлечения и взгляды на жизнь сильно отличаются. К примеру, ваши одноклассники кажутся вам неинтересными, у вас с ними нет даже общих тем для общения, а их увлечения вы вообще не воспринимаете всерьез и не понимаете, как можно слушать столь ужасную музыку. Например, Вы слушаешь рок и металл, а им больше нравится попса. Или же Вы предпочитаете чтение книг играм, спокойную музыку, и тем кажетесь вашим одноклассникам ужасно скучной. Или Вы относишься к какой-нибудь субкультуре, а одноклассники же не понимают этого.

Решение:  Проявите интерес к одноклассникам. Возможно, это только на первый взгляд может показаться, что это просто группка бездельников, а на деле они окажутся очень добрыми и смышлеными ребятами. Сделайте это, хотя бы ради любопытства и кто знает, может вам понравится, и вы сможете найти что-то общее с ними. Есть другой вариант: найди новые увлечения, которые придутся им по вкусу. В любом случае, чтобы не быть белой вороной, придется что-то внутри себя менять. Начни с малого.

Причина вторая: Стеснительность.

Одноклассники ничего не имеют против Вас, они просто не замечают Вашего присутствия. Вы как человек-невидимка ходите по классу. Кажется, проблема скрывается в отношении одноклассников, но это не так. Она находится в самих Вас, и это – застенчивость.

Решение: На самом деле одноклассники замечают Вас, просто они привыкли к Вашей стеснительности. Вас всего лишь не хватает смелости. Кажется, что если Вы скажешь какую-нибудь глупость, над которой все будут смеяться. Попробуйте раскрыться, покажите какая Вы на самом деле. Не бойтесь подойти к одноклассникам, попросить принять в свою кампанию. И помните, уверенным людям сопутствует удача.

Причина третья: Зависть

Вы всегда лучше всех одеты, даже если это школьная форма, то у Вас всегда есть дорогие аксессуары. Или Вы лучше всех учишься в классе, или что-нибудь другое выделяющее Вас от других и вызывающее зависть.

Решение: Если Вам завидуют, и Вы это знаешь, скорее всего, Вы начнете считать себя самой лучшей и великой. Спуститесь с небес! Люди не любят задавак. Попробуйте одеваться поскромнее и если Вы отличница, а одноклассники не любят «ботанов», помогите им в чем-нибудь. Например, решите пример на контрольной или подскажите ученику у доски. В общем, сделайте так, чтобы ваше неравенство не помешала вашей дружбе.

Причина четвертая: Вы не одеваетесь, так хорошо,  как ваши одноклассники.

Ваши одноклассники носят дорогую и красивую одежду, когда Вы себе не можете позволить такого. Например, мальчики купили себе модные кроссовки, а девочки, например, ходят на каблуках, и унижают вас из-за того, что Вы не похожи на них?! Постоянное чувство неловкости и пренебрежение со стороны одноклассников вселяют чувство неуверенности в себе.

Решение: Не одежда красит человека, а человек одежду. Долой комплексы! Ведь человека любят за то, какой он внутри, а не за его одежду. Если Вы интересная и веселая личность, с вами приятно общаться, то несмотря на то, как Вы одеваетесь,  у вас будет много друзей.

             Попробуйте соблюдать все эти пункты, и Вы заметите, что общаться с одноклассниками будет гораздо легче.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.