Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Нравится Вам наш сайт ?
Всего 166 человек

Любовь и гнев: основные навыки отношений

Дата: 5 сентября 2018 в 19:55, Обновлено 19 сентября 2018 в 11:26

 Любовь и гнев: основные навыки отношений

Очевидно, мы не можем ждать, когда усовер­шенствуем собственные навыки преодоления гне­ва, прежде чем начнем учить этому подростков. Фактически, некоторые родители не понимают, что у них проблемы со сдерживанием гнева, пока не видят свое собственное поведение отраженным в поведении подростков, как в зеркале. Когда вы ви­дите, как ваши подростки вопят и визжат в гневе, вы задаете логичный вопрос: «От кого они этому научились?» Скорее всего, они подражают поведе­нию одного из родителей. Пугающая мысль: «Это же на меня они похожи!», заставляет многих роди­телей попытаться изменить свое поведение и поста­раться укрощать свой гнев. Часто нам приходится учиться конструктивно справляться с гневом вме­сте с нашими подростками. Есть два основных навыка, которым подросток может научиться, чтобы выразить свою любовь и сдержать гнев. Они не связаны между собой. Если подросток чувствует себя любимым, у него гораздо больше возможностей научиться справляться с гневом. Однако если подростку не хватает любви, ему наверняка будет трудно сделать это. Таким об­разом, родители обязательно должны выучить «родной язык любви» подростка и регулярно гово­рить на нем. К сожалению, удовлетворение потребности в любви не приводит подростка автоматически к умению сдерживать свой гнев. Управление гне­вом — это определенный навык, который следует воспитывать. Родителям, которые любят подрост­ка, обычно легче обучить его этим навыкам. Так что же важно для достижения родителями этой за­дачи обучения? Гнев вашего подростка: взрывается снаружи или внутри? В первую очередь родитель должен обнаружить, какие шаблоны поведения уже выработаны у под­ростка. К тому времени, как ребенок достигает под­росткового возраста, у него уже выработалась при­вычная реакция на гнев. Недавно одна мать спро­сила: «Доктор Чэпмен, как вам удается заставить подростков рассказывать, на что они сердятся? Ко­гда моя пятнадцатилетняя дочь на что-то сердится, она замыкается. Я ее спрашиваю: «Что случи­лось?» — а она отказывается говорить. Я не знаю, как ей помочь, если она не хочет ничего рассказы­вать». Другая мать говорит: «А у меня противополож­ная проблема. Когда моя дочь сердится, об этом знают все. Она просто взрывается. Она вопит, орет, скачет, как двухлетний ребенок, в истерике». Эти матери наблюдают два противоположных типа поведения. Большинство подростков тяготеет к тому или иному выражению гнева: внешнему или внутреннему взрыву. Я называю гнев молчаливого подростка внут­ренним взрывом, потому что, когда гнев накапли­вается внутри, и с ним никто не работает, постепен­но он пожирает подростка изнутри. Помните, гнев возникает, когда подросток думает, что родители или кто-то еще поступили с ним несправедливо. Ес­ли с этим чувством не поработают родители или другой взрослый, обидевший подростка, это приве­дет его к ощущению горечи, одиночества, изоля­ции и, наконец, депрессии. Гнев, который накап­ливается внутри, ведет также к пассивно-агрессив­ному поведению. Подросток снаружи кажется пас­сивным, он не ввязывается в ссоры, но постепенно чувствует все больше горечи и начинает вести себя так, чтобы причинить как можно больше боли че­ловеку, на которого злится (часто это один из роди­телей) или себе. Пассивно-агрессивное поведение может повлечь за собой утрату интереса к заняти­ям в школе и спорту, наркомании, сексуальной ак­тивности, причем все это будет делаться назло ро­дителям. Иногда после нескольких месяцев деп­рессии подростки, которые копили гнев внутри, внезапно взрываются и ведут себя агрессивно. С другой стороны, многие подростки склонны к внешнему взрыву. Когда родители говорят или де­лают что-то, что подростки считают неправильным, они реагируют криками, грубыми, часто бранными словами, выражающими неудовольствие тем, что сделал или не сделал родитель. Некоторые подрост­ки бросаются в родителей бутылками, ломают руч­ки, водят машину на бешеной скорости, «случайно» роняют тарелки и проявляют свой гнев прочими вредными для здоровья способами. Если не отучить их от этих губительных привычек, то через несколь­ко лет эти подростки будут словесно и физически ос­корблять своих жен и детей. Не все подростки впадают в крайности, которые мы описали в двух предыдущих параграфах, но по сути все они склоняются к одной или другой реак­ции: внутреннему или внешнему взрыву. Немно­гие подростки научились справляться с гневом бо­лее зрелым и продуктивным образом, который мы описывали в этой главе. Для некоторых родителей задача обучения подростков правильному выраже­нию гнева становится сложной задачей. Первый шаг в ее достижении — это определить уже сущест­вующую манеру поведения подростка в гневе. Не­возможно воспитать у него зрелое отношение к гне­ву, не поняв, как он относится к нему сейчас. По­этому я предлагаю родителям понаблюдать за под­ростком в гневе и запомнить, как он выражает свое недовольство вами или другими людьми. Два меся­ца наблюдений покажут вам, на каком этапе разви­тия на пути к позитивным навыкам управления гневом находится ваш подросток.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.